Как продать приватизированную квартиру?
Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира сада и огорода, а так же полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Продажа приватизированной квартиры – это лучшее решение, чтобы решить жилищные проблемы всех членов семьи. Приватизация представляет сбой бесплатную передачу муниципальной квартиры в собственность жильцам. После полного оформления документов ее можно продать.
Правила продажи
При продаже приватизированной квартиры действуют те же правила, что и в случае продажи купленного жилья. В первую очередь необходимо зарегистрировать право собственности. До этого собственником квартиры является государство.
Существуют некоторые важные особенности, которые позволят избежать некоторых сложностей. Свои тонкости существуют в следующих случаях:
- квартира в собственности меньше 3-х лет;
- наличие нескольких собственников;
- несовершеннолетние в качестве собственников.
Налог с имущества необходимо оплачивать, если квартира продается до истечения 3-летнего срока с момента продажи. Если квартира была куплена у другого собственника, срок увеличивается до 5 лет.
Сначала ответственный квартиросъемщик и члены его семьи передают пакет документов на приватизацию. Это можно сделать в ближайшем отделении МФЦ. После рассмотрения представленных документов они направляются в Росреестр, где осуществляется регистрация права собственности.
Каждый из зарегистрированных может как принять свою часть собственности, так и отказаться от нее. В последнем случае возникает право на пожизненное пользование жилым помещением, но нет прав распоряжаться недвижимостью.
Условия продажи
Как продать приватизированную квартиру, соблюдая действующее законодательство? Для этого необходимо выполнить следующие обязательные требования:
- не должно быть незаконной перепланировки;
- если одним из собственников является несовершеннолетним, предстоит сложный процесс оформления;
- квартира не должна находиться под обременением.
Недвижимость можно продать только в том случае, если вся документация в порядке, а юридические проблемы отсутствуют.
Если недвижимость имеет несколько совладельцев, требуется их согласие на совершение сделки. Даже если кто-то один будет против, продажа не может быть осуществлена. В данном случае речь может идти только о продаже долей.
Собственность до 3 лет
Если право собственности возникло менее 3-х лет назад, придется оплачивать НДФЛ. Если среди собственников есть лица, не являющиеся резидентами РФ, для них устанавливается дополнительный налог.
После продажи такой недвижимости необходимо подать декларацию. Она подается в налоговую инспекцию по месту расположения недвижимости. Это следует сделать до конца апреля года, который следует за годом продажи. А до 15 июля необходимо заплатить подоходный налог.
При этом устанавливается налоговый вычет в размере до 1 млн. При подаче декларации можно его вычесть из стоимости сделки и оплатить налог от разницы в цене.
Порядок продажи
При продаже приватизированной квартиры важно соблюдать определенный порядок действий. Сначала следует пройти процедуру приватизации и оформить собственность. Если вы готовы оплатить подоходный налог, можно приступать к поиску покупателей. Если вы не хотите этого делать, необходимо подождать три года с момента регистрации собственности.
Продажа возможна с участием агента или своими силами. Выполняется следующая последовательность действий:
- поиск покупателя;
- проверка юридической чистоты сделки;
- оформление документов;
- смена собственника и получение денег.
Проверка юридической чистоты сделки
Если продавец работает с агентом или юристом, обычно запрашиваются дополнительные сведения о квартире. Но даже если продавец действует самостоятельно, он может запросить дополнительный пакет документов.
Для проверки юридической безопасности продажи квартиры могут запросить следующее:
- выписку из домовой книги, в которой указываются все зарегистрированные лица;
- архивную выписка из домовой книги, по которой видны все раннее зарегистрированные в квартире;
- выписку из лицевого счета, свидетельствующую об отсутствии долгов за коммунальные платежи;
- выписку из ЕГРН;
- справку об отсутствии долгов за домофон и телефон;
- справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.
Выписка из ЕГРН позволяет увидеть, кто владеет квартирой. Наибольший интерес представляет архивная выписка. По ней можно увидеть тех, кого выписали непосредственно перед совершением сделки. Так, если выписали несовершеннолетних или недееспособных лиц без предоставления жилья, сделку могут отменить по решению суда.
Составление договора
Важно, чтобы договор заключался в письменной форме в присутствии обеих сторон сделки. По одному экземпляру остается у продавца и покупателя. Еще одни экземпляр необходим для подачи в Росреестр для совершения регистрационных действий. Если собственников больше, договор должен быть у каждого из них.
Указываются полные данные покупателя и продавца, включая имена, место жительства и паспортные данные. Далее указывается информация о предмете договора, в качестве которого выступает продаваемая квартира. Необходимо подробно указать следующие данные:
- подробный адрес расположения;
- этаж;
- площадь и количество комнат.
Если данные будут неполными, регистратор может отказать в передаче прав собственности.
Указываются права и обязанности сторон. Это стандартный раздел, но в него можно внести некоторые изменения. Например, это может быть срок, в течение которого требуется освободить квартиру.
Наиболее важным является раздел оплаты. Следует указать полную стоимость договора и особенности оплаты. Многие указывают меньшую стоимость, чтобы оплачивать небольшую сумму налога. Но это ошибка, так как в случае спора о праве собственности нельзя будет вернуть сумму, которая не указана в договоре. В конце документа проставляются подписи сторон.
Заключение договора
Его можно заключить двумя основными способами – без посредников и у нотариуса. В первом случае достаточно распечатать бланк договора и заполнить его. На заключении такого договора могут присутствовать продавец и покупатель. К его заключению может быть привлечен агент или юрист по недвижимости.
Если заключается сделка по квартире, имеющей несколько собственников, необходимо использовать услуги нотариуса. Для этого требуется предоставить документы, требуемые для регистрации сделки. Это связано с тем, что нотариус удостоверяет договор и отвечает за последствия нарушений. Поэтому он тщательно проверяет все пункты договора и представленную документацию.
После передачи документов на регистрацию производится оплата. Наиболее безопасный вариант – наличные через банковскую ячейку или безналичный перевод на специальный счет в банке. И в первом, и во втором случаях деньги становятся доступными продавцу после регистрации прав на жилье нового собственника. При этом их уже не может забрать покупатель. Не стоит передавать деньги в руки, так как в данном случае приходится полагаться только на честность обеих сторон.
Разрешение от органов опеки
Если одним из собственников является несовершеннолетнее или недееспособное лицо, необходимо разрешение от органов опеки и попечительства. В противном случае сделка будет признана недействительной. А органы опеки могут обратиться в суд и привлечь родителей к ответственности.
Чтобы получить разрешение, следует доказать, что условия проживания ребенка не будут ухудшены, а его права никто не нарушает. Можно действовать двумя путями:
- выделить долю ребенку в квартире родственников;
- подобрать вариант на обмен.
В первом случае необходимо найти родственников, которые согласны выделить долю в своей собственности. Если их квартира хуже, чем предыдущая, ребенку можно выделить большую долю. Во втором случае следует найти не только покупателя на свою квартиру, но и вторую квартиру для ее приобретения. Важно, чтобы она не была хуже предыдущей.
Органы опеки анализируют представленные документы по продаваемой и покупаемой квартирам. Специалист не разрешит покупку, если квартира гораздо меньше и находится далеко от расположения детского сада или школы. В этом случае она должна быть гораздо больше предыдущей. Редко разрешается заключение договора, если новая квартира находится в пригороде.
Пакет документов
Если обе стороны готовы к совершению сделки, заключает договор купли-продажи. После этого он вместе с другими документами передается в Росреестр для регистрации перехода прав. Для этого необходимы следующие документы:
- паспорта взрослых собственников и детей, достигших 14 лет;
- свидетельства о рождении детей, если им еще нет 14 лет;
- передаточный акт на квартиру;
- выписка ЕГРН или свидетельство о собственности;
- договор купли-продажи;
- разрешение из органов опеки, если среди собственников есть несовершеннолетние или недееспособные лица;
- квитанция об оплате госпошлины;
- заявление установленного образца.
Если каких-либо документов не будет хватать, регистратор может отказать в приеме документов или приостановить регистрацию сделки. Госпошлину можно оплатить в отделении банка или в месте подачи документов. А бланк заявления выдадут в Росреестре или МФЦ.
Таким образом, чтобы продать приватизированную квартиру необходимо соблюдать те же правила, что и для продажи купленных объектов недвижимости. Для этого заключается договор и передается вместе с другими документами для смены собственника.