Регистрация объекта недвижимости для юридических лиц
Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира сада и огорода, а так же полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Регистрация объектов недвижимости юридическим лицом предусмотрена действующим законодательством и должна осуществляться в установленном порядке. Без внесения сведений об имуществе в единый реестр с ним нельзя совершать гражданские сделки, влекущие за собой наступление правовых последствий. При грамотном подходе, владея знаниями об этапах процедуры, осуществить её не составит труда и займет период не более одного месяца.
Общие сведения
Какие объекты подлежат обязательной регистрации?
Гражданское законодательство определяет перечень имущества, право на которое нужно зарегистрировать. В него входят:
- Земельные территории;
- Площадь недр;
- Имущественные комплексы;
- Иные объекты, взаимосвязанные с землей, перемещение которых без нанесения большого ущерба невозможно;
- Коммерческие и жилые помещения;
- Здания и сооружения;
- Лесные территории;
- Кондоминиумы и прочее.
Регистрация прав на недвижимые объекты осуществляется собственниками такого имущества и обладателями иных правомочий на него, если такая процедура предусмотрена законодательно. Такими субъектами могут выступать:
- Российские граждане и лица не имеющие гражданства, иностранцы;
- Юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и за её пределами;
- РФ, её субъекты, иностранные государства;
- Муниципальные образования;
- Международные организации.
Государственную регистрацию прав осуществляют уполномоченные службы и их территориальные подразделения.
Этапы процедуры регистрации
Внесение данных о недвижимом объекте в ЕГРП свидетельствует о его существовании и доказывает, что у его владельца есть законное право на него, которое можно оспорить при наличии веских оснований только в судебном порядке.
Учитывая, что имущество может переходить в собственность различными способами, то и оформление правомочий на неё будет производиться на основании документации, подтверждающей законный способ владения сооружением или земельной территорией. Наиболее часто переход прав происходит на основании сделок купли-продажи, дарственной, приватизации, в порядке наследования.
Статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяются следующие этапы прохождения процесса:
- Представление необходимой документации в регистрирующую службу, территориальные подразделения Росреестра, ФРС либо МФЦ, осуществляющих внесение сведений в соответствующий реестр. Сделать это можно несколькими способами:
- Путем использования сервиса Госуслуги либо портала Росреестра, в электронном формате;
- При личном посещении офиса регистрирующей службы, на бумажных носителях;
- Дистанционно, при помощи курьерской доставки
Перечень документов может варьироваться в зависимости от обстоятельств сделки, но основными являются:
- Заявление установленного образца;
- Квитанция об уплате госпошлины за регистрационные действия;
- Гражданский паспорт представителя организации;
- Доверенность на представление интересов юридического лица;
- Документы, удостоверяющие правоспособность компании;
- Разрешение на ввод недвижимости в эксплуатацию;
- Документация, удостоверяющая наличие законных прав на земельную территорию под возведение объекта, арендный договор или иная правоустанавливающая бумага;
- Справка о наличии на земле строения либо о его отсутствии;
- Разрешение на строительство для вновь созданного здания;
- Справочная информация об источниках финансирования стройки в подтверждение отсутствия претензий со стороны третьих лиц;
- Техническая и кадастровая документация с указанием параметров объекта и его поэтажный план;
- Постановление о присвоении сооружению постоянного адреса.
- Предварительная оценка представленной документации сотрудником регистрирующей службы. При отсутствии вопросов о достоверности представленных бумаг и требований о подаче дополнительной информации, заявителю выдается расписка в их приеме, с проставлением даты выдачи правоустанавливающих документов.
- Осуществление проверки законности проводимой сделки и правовой экспертизы поданных документов.
- Определение отсутствия противоречий между уже зарегистрированными правами на объект и заявляемых, выяснение иных оснований, которые могут послужить препятствием для проведения процедуры либо она может быть приостановлена.
- Внесение информации о недвижимости в ЕГРП (единый государственный реестр прав), в который входят книги учета документации, записи о недвижимом имуществе, правомочиях на него и правообладателях, возникших или прекращенных обременениях и прочее, правоустанавливающая документация.
- Выдача обратившемуся лицу выписки из ЕГРП либо направление уведомления о приостановке процедуры либо в отказе от её проведения. Такой отказ можно обжаловать в судебных органах.
Срок регистрации прав собственника на недвижимый объект и его постановки на кадастровый учет в Росреестре не может превышать 10 рабочих дней, при оформлении через МФЦ период может увеличиваться на два дня. Если выполняется одна из таких услуг, то период её выполнения не может занимать более 7 дней.
Сокращено и время получения выписки из ЕГРН, теперь её можно получить за трое суток и сделать это может любое заинтересованное лицо удобным для него способом.
Размер госпошлины за проведение регистрационных действий для юридических лиц определяется Налоговым кодексом РФ и составляет 15 000 рублей. Такой платеж взимается в обязательном порядке. Квитанция о её внесении должна прилагаться в пакет документов, представляемых в Росреестр.
Оформление правоустанавливающих документов, подтверждающих факт проведения регистрационной процедуры. Дает возможность распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.
Можно ли зарегистрировать объект без его постановки на кадастровый учет
Нормы действующего законодательства устанавливают обязательность внесения сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр. Без его постановки на учет регистрацию прав собственника произвести невозможно.
Но существуют случаи, когда допускается проведение регистрационной процедуры без постановки объекта на кадастровый учет. Они определены ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это касается ситуаций, когда имущество, запись о котором уже внесена в ЕГРН, дарится кому-либо, с ним проводятся сделки по купле-продаже, аренде, а также если на него накладывается обременение.
Кроме того, можно поставить объект на кадастровый учет не регистрируя при этом права владельца. Такие случаи установлены законодательно и касаются прекращения существования недвижимости, у которых отсутствует собственник, или изменения её основных параметров.
Надо отметить, что иногда регистрационный процесс затягивается надолго и основные трудности вызывает этап сбора необходимой документации. Но сама процедура не превышает одного месяца с момента подачи заявления. Нужно помнить, что обратившемуся лицу могут отказать в регистрации прав по следующим основаниям:
- Предоставление недостоверных либо заведомо ложных сведений об объекте;
- Несоблюдение требований норм законодательных актов при оформлении документов либо сдача неполного перечня необходимых бумаг;
- Наличие сомнений у сотрудника службы в подлинности приложенной документации;
- Наложение ареста либо запрета на совершение операций с имуществом и т.п.
Такое решение может быть оспорено в судебном порядке. Но для этого необходимы веские причины и доказательства их подтверждающие.
Учитывая, что сведения из ЕГРН находятся в открытом доступе и являются публичными, их могут использовать не только собственники недвижимого имущества, но и в целях проведения мошеннических процедур. Для снижения возникновения рисков и потери настоящими владельцами собственности Росреестр обязан уведомлять их о поступающих заявлениях для регистрации перехода прав.
Помимо этого, законодательно утвержден перечень субъектов, которые вправе обращаться для проведения такой процедуры в отношении недвижимости и её постановки на учет в ГКН. С целью избежания бюрократических препон при получении данных о владельцах объектов и иных заинтересованных лиц, устанавливается оперативное изменение информации органами налоговой, миграционной служб, а также судами, нотариальными работниками и прочими органами.